Альтернативы будущего

Интервью редактора сборника И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» Бориса Юльевича Кагарлицкого «Русскому Архипелагу», посвященное теме альтернативных вариантов геокультурной и геополитической трансформации мировой системы после 11 сентября

— Как Вы полагаете, какой смысл вкладывает Валлерстайн в понятие геокультуры? Чем отличается геокультурный поход от геополитического? Согласны ли Вы с точкой зрения Валлерстайна о кризисе современной геокультуры?

— Признаться, я не уверен, что геокультура — лучшее из терминологических и методологических новаций Валлерстайна. Сам по себе термин «культура» требует интуитивного понимания в большей степени, нежели четких определений. Чем дальше мы отходим от традиционного понимания культуры, тем более расплывчатым становится этот термин.

— На каких ценностных принципах и нормах, скорее всего, будет строиться мировой политический порядок после 11 сентября 2001, какой системой представлений будет обеспечиваться его легитимность? Сможет ли «новый порядок» справиться с антисистемными силами (в виде, например, исламского терроризма и т.д.)?

— Исламский терроризм вообще не является антисистемной силой. Хотя бы по той причине, что существует он лишь в западном либеральном сознании. Мы имеем дело с различными радикальными движениями и группами, легитимизирующими свою деятельность через исламскую традицию. Цели и смысл деятельности этих групп не просто различен, но и порой противоположен — от структур, представляющих собой отделения ЦРУ, до левых радикалов, использующих исламскую фразеологию. Никаких доказательств связи терактов 11 сентября с исламом представлено не было. Сам же Блэр признал: то, что есть, не выдержит проверки ни в одном британском суде.

Что касается антисистемных движений, то, разумеется, они серьезно ослаблены событиями 11 сентября — резкий поворот общества вправо, ограничение гражданских свобод, милитаризация и т. д. Возможно это и было одной из целей 11 сентября, хотя, скорее всего, — не главной. Но, полагаю, новый подъем антисистемных движений неизбежен.

— Существуют ли альтернативные пути развития мировой системы и, если да, то какая из возможных альтернатив представляется Вам наиболее оптимальной? Какое место должна занять Россия в формирующемся «новом мире»?

— В любом случае миросистема XVII-XX веков уйдет в прошлое. Она не переживет ни развития информационных технологий, ни экологического кризиса, ни глобализации классового конфликта. Одна из альтернатив выглядит как новое глобальное кейнсианство и социализм. Одно полностью не исключает другого, ибо социализм, если он станет реальностью, возникнет первоначально в форме радикального кейнсианского эксперимента. Другое дело, что хаос или гибель цивилизации — варианты, гораздо более вероятные. Вполне возможно, что уже нынешнее поколение постсоветских людей будет жить при варварстве.

Альтернативы будущего